Строение и разнообразие цветков


Презентация Рабочий лист
Скачать Скачать

Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветки развиваются как на верхушке стебля, так и в пазухах листьев. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизменёнными листьями.

Строение цветка

Строение цветка.  Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Пестик и тычинки — главные части цветка. Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. 

Тычинка

Пестик имеет рыльцестолбик и завязь. Пестик образован одним или несколькими плодолистиками.

Пестик

На внутренних стенках завязи находится один или несколько семязачатков, из которых развиваются семена. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. У большинства растений околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, составляющие венчик. 

Венчик

Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. У одних растений (яблоня, капуста) венчик цветка состоит из несросшихся лепестков. У других (яснотка, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные. У одних растений (гвоздика) чашелистики нижними частями срастаются в трубку. У других (герань) чашелистики не срастаются.

Чашечка

Тоненький стебелёк, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а её верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, — цветоложем

Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют двойным. Такой околоцветник имеют яблоня, роза и многие другие растения. У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений, например у тюльпана, листочки простого околоцветника крупные и яркие, а у других, например у ситника, невзрачные. Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.

Околоцветник

Цветки правильные и неправильные. Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох), называют неправильными.

Цветки правильные и неправильные

Цветки обоеполые и раздельнополые. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики (пестичные цветки), а другие — только тычинки (тычиночные цветки). Такие цветки называют раздельнополыми.

Цветки обоеполые и раздельнополые

Растения однодомные и двудомные. Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, называют однодомными. К ним относятся такие растения, как огурец, берёза, дуб, тыква, орешник и кукуруза.

Однодомные растения

Двудомными называют растения, у которых тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других. К ним относят тополь, иву, лавр, осину, спаржу, облепиху, крапиву, щавель, шпинат, некоторые виды осок и другие.

Двудомные растения

Опыление у двудомных растений происходит только перекрёстным способом. Например, у ивы плоды образуются только тогда, когда пыльца с мужских цветков, которые находятся на одних деревьях, будет перенесена на женские цветки других деревьев.

Агрономы и садоводы для успешного выращивания культур должны знать, как определять пол растений. У женских цветков отсутствуют тычинки, но есть пестик. Мужские цветки двудомных растений имеют тычинки, которые дают очень много пыльцы. Это связано с тем, что женские особи не всегда растут поблизости, а значит, пыльцы должно хватить и на опыление далеко растущих женских растений.

Благодаря стараниям насекомых и порывам ветра очень лёгкая пыльца распространяется на достаточно боль­шие расстояния.


1. Выполните интерактивное упражнение.

2. Выполните интерактивное упражнение.

3. Ответьте на вопросы теста.